Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Понедельник, 08.12.2025, 07:35
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Лицей в ТОПе
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » 2025 » Ноябрь » 23 » Какие функции родительского контроля полезны на каждом этапе развития вашего ребенка
13:29
Какие функции родительского контроля полезны на каждом этапе развития вашего ребенка

Какие функции родительского контроля полезны на каждом этапе развития вашего ребенка

Родительский контроль — это ряд функций технических устройств, позволяющих ограничить доступ ребенка в сеть, экранное время девайса, установить разрешение на использование приложений. Но что разрешать и что запрещать, на что опираться, принимая такие решения? Тема актуальна семьям, чья жизнь плотно связана с устройствами. Наши дети постоянно видят родителей с девайсами, и с раннего возраста хотят повторять за нами. Но далеко не каждое приложение на телефоне может заинтересовать ребенка. Сначала родители предлагают ему мультики, а потом сетуют, что он только видео и смотрит. Можно ли с помощью родительского контроля выстроить адекватные привычки у ребенка?

Так в чём проблема того, что ребенок «сидит в телефоне» часами?

Во-первых, это может быть опасно для здоровья. Медицинские исследования показывают, что неподвижность (или гиподинамия) является главным фактором ожирения и различных заболеваний. Кроме того, когда человек напряженно смотрит в экран, он реже моргает, его глаза напряжены. Это может привести к ухудшению зрения. Конечно, это крайности, обычно мы не оставляем детей сидеть сутками с телефоном. Но даже в дни, когда из-за загруженности мы позволяем ребенку посмотреть мультики два часа подряд, то замечаем, что он становится более нервным, чаще случаются истерики. Нагрузка на нервную систему также может провоцировать ухудшение когнитивных способностей, например, снижает способности ребенка к речи.

Во-вторых, время, проведенное со смартфоном, отнимается у других занятий. Существуют разные теории психосоциального развития человека, начиная от теории Эрика Эриксона и заканчивая моделью Выготского, которая лежит в основе современного школьного образования и дошкольной подготовки. Все эти теории сходны в представлении, что человек проходит через этапы развития и кризисов. В каждый период жизни ребенок приобретает те или иные способности, которые становятся базой для последующих этапов развития. Цели на каждом интервале принято называть возрастными задачами развития; разрешая их, человек формирует нужные качества. Если ребенок сидит в телефоне, это занимает время, которое для гармоничного развития нужно уделить другим занятиям: движению, общению, изучению окружающего мира.

В-третьих, чем больше времени человек проводит с устройством, тем больше привыкает и хочет продолжать делать именно это. Так что кажется, что у любимого чада появляется зависимость от девайса. К тому же из-за геймификации виртуальных процессов у ребенка подавляется развитие собственной внутренней мотивации.

Итого, при неконтролируемом использовании устройств нам грозят гиподинамия, нервное перенапряжение, отставание от норм развития, зависимость и подавление внутренней мотивации. Значит, нужно решить эти проблемы, чтобы научить ребенка безопасному обращению с девайсами. То есть нужно использовать устройства так, чтобы они помогали достигать личностных целей. Для нас, как родителей, это значит дать ребенку максимум возможностей для развития его способностей и талантов. Поэтому далее я предлагаю, опираясь на модели возрастной периодизации, рассмотреть, как помогает функция родительский контроль с детьми разного возраста.

Дети 1-3 года

Это возраст, когда основные задачи развития связаны с управлением своим телом. Дети учатся ходить, бегать, прыгать, держать ложку, строить башни из кубиков. Активно развивается речь, словарный запас и память.

Почему мы вообще даем детям телефоны в этом возрасте? В основном потому, что они просят. Ребенок исследует мир, он хочет попробовать всё, чем ты пользуешься. Запихивает вещи в стиральную машинку, учится использовать столовые приборы… И телефон тоже.

Как использовать устройства, чтобы помочь ребенку развиваться? В этом возрасте важно ограничить общее время использования телефона, так как скорее всего у вас не будет четкого расписания. Родительской контроль на смартфонах позволяет установить общее время использования девайса.

На iOS это делается в настройках: 

  1. Откройте приложение «Настройки», затем нажмите «Экранное время».
  2. В разделе «Семья» выберите имя вашего ребенка.
  3. Нажмите «Контент и конфиденциальность». При необходимости введите код-пароль от функции «Экранное время» и включите опцию «Ограничения контента и конфиденциальности».

Затем, когда ограничения включены, необходимо добавить «Ограничение приложений: Все приложения» и далее выбрать, скажем, 1 час.

На Android настраивается через Family Link.

  1. Откройте приложение Family Link.
  2. В левом верхнем углу выберите ребенка.
  3. В левом нижнем углу нажмите "Экранное время" > Ограничения по времени.
  4. Включите параметр Дневное ограничение.
  5. Нажмите Расписание на неделю.
  6. При первой настройке нажмите Изменить каждый день.
  7. Введите время, в течение которого можно пользоваться устройством.
  8. Чтобы применить ограничения для всех дней недели, нажмите Применить для всех дней недели > Готово.

Если вы пользуетесь в основном собственным устройством для занятий с ребенком, то удобно устанавливать детские приложения в одну папку. Самые используемые в этом возрасте — это приложения с небольшими заданиями на развитие крупной и мелкой моторики с видеопримерами. Сначала вы будете смотреть их вместе и выполнять задания вместе, но со временем ребенок освоит эти приложения и станет играть сам. Ближе к трём годам ребенок сможет самостоятельно играть в простые логические игры, раскраски, поиск предметов.

От чего стоит защищать

Главное, чтобы контент требовал не усидчивости, а активного участия. Оценить воздействие на ребенка можно по частоте моргания. Если ребенок мигает очень редко, значит, что ситуацию он на уровне своего тела воспринимает как стрессовую, и от длительного занятия будет страдать переутомлением. А нам это грозит истериками. Поэтому обучение движениям, неспешные образовательные мультики и запрет доступа к остальным приложениям — лучший выбор.

Дети 4-7 лет

Задачи возраста на этот период связаны с продолжением развития крупной и мелкой моторики, творчества и речи. Дети учатся петь, танцевать, рассказывать стихи, рисовать и писать. Они осваивают ролевое поведение в играх со сверстниками, обретают и закрепляют навыки самообслуживания. Развивается эмоциональный интеллект.

По-прежнему, ограничение на время использования девайсов по рекомендациям педагогов составляет 1-2 часа в день, желательно не более 30 минут подряд. Как и для взрослых, здесь могут помочь приложения типа «Таймер экранного времени», которые блокируют экран каждые 20-25 минут и напоминают сделать разминку для глаз или зарядку. В этом возрасте желательно сформировать распорядок дня и четко обозначить время с телефоном или компьютером. С функцией родительский контроль вы можете задать downtime: период, когда устройство блокируется, например, с 19 часов до 15. Вместе с настройкой экранного времени на 2 часа это будет означать, что ребенок может пользоваться компьютером или смартфоном в интервале с 15 до 19 часов, но не более двух часов в день. Downtime настраивается на смартфонах с любой операционной системой. При этом вы можете оставить активными отдельные приложения, например, телефон или видеозвонок, для общения с дальними родственниками.

На смартфонах iOS, оснащенных камерой True Depth, мы выставляем еще настройку Screen distance: она позволяет устройству напоминать ребенку о необходимости держать устройство на достаточном расстоянии от глаз и блокирует экран, когда лицо находится слишком близко.

Для чего мы используем девайсы в этом возрасте?

Для подвижных занятий хорошо подходят танцевальные игры, например, Just Dance Kids Just Dance Disney Party. Для интеллектуального развития подходят логические игрушки, паззлы, раскраски. Медиа-контент лучше всего получать на сервисах с возможностью ограничений рейтинга и времени просмотра. Например, для Rutube можно установить режим Rutube kids, и в настройках указать возраст ребенка. Также приложение позволяет установить таймер, чтобы делать перерывы между просмотрами видео. Приложения и сайты онлайн-кинотеатров тоже позволяют зарегистрировать ребенка или добавить его в своём аккаунте. Указав возраст ребенка, вы настроите базовый фильтр ограничения доступного контента, согласно рейтингам РФ. Во ВКонтакте тоже можно ограничить видеоконтент, включив детский режим.

Чтобы сбалансировать использование девайса, необходимо добавить дополнительные ограничения на использование приложений. Допустим: онлайн-кинотеатр 30 минут в день, танцевальные игры 1 час в день, логические игры 30 минут в день. Таким образом, ребенок не будет только смотреть мультики или только сидеть, играя в раскраски.

Для игр и общения со взрослыми можно играть в компьютерные игры, созданные для обучения, такие, как Crazy Machines. Решая задачи и разгадывая головоломки, вы можете обсудить задачу и решение, расширить лексикон ребенка и заложить основу для развития абстрактного мышления.

От чего ограждаем в этом возрасте?

В основном от гиподинамии, длительного залипания в виртуальные миры и подавления внутренней мотивации. Избегать нужно игр, которые поначалу дают много наград за короткое время, а потом предлагают купить ускорения, усовершенствования и т.д., игры жанра time-management. Избегаем бессмысленных кликеров и игрушек с ускоряющимися действиями наподобие Doodle Jump. Они быстро перевозбуждают и нервируют ребенка, от неудач он может разозлиться и швырнуть смартфон. Логические игры, в которых сложность возрастает, но нет давления ограничением по времени, не оказывают такого разрушительного эффекта.

Дети 7-11 лет

Задачи возраста: развитие критического мышления и аналитических способностей, коммуникативных навыков и формирование дружеских отношений. В физическом развитии этот этап закрепляет моторные навыки через спортивные игры, идет развитие выносливости. В этот период также развиваются творческие способности, рукоделие, пространственное мышление и способность к навигированию.

Ограничение экранного времени сильно зависит от формы обучения, которую вы выбрали для своего ребенка. Если, например, вы выбрали семейное обучение и онлайн-школу, то не получится ограничить время использования устройств двумя-тремя часами в день. И в обычных школах после ковид-пандемии и освоенного дистанционного обучения бывают дни, в которые дети обучаются с использованием онлайн-платформ.

В этом возрасте у многих появляются свои и телефоны, и компьютеры, и друзья по школе. Общение переходит в интернет, дети начинают осваивать социальные сети и мессенджеры, и в этот момент важно оградить их от общения со злоумышленниками. С помощью функции родительский контроль мы можем частично контролировать каналы коммуникации. Например, на iOS, мы можем включить Communication Safety. Эта функция не позволит принимать и отправлять обнаженные фото, и в случае такой активности предложит обратиться за помощью к родителям. На Android через системные ограничения такая функция не доступна, но можно установить приложение KidsGuard Pro, которое позволяет отслеживать содержимое переписки на смартфоне ребенка и присылает срочные уведомления в исключительных ситуациях.

Мы можем отслеживать местоположение ребенка, используя GPS-локатор в его смартфоне или умных часах. Это особенно помогает тем родителям, чьи дети любят погулять с друзьями после школы. На iOS информация о местоположении ребенка доступна в приложении «Настройки», в разделе «Семья - Ребенок - Местоположение». На Android мы можем посмотреть, где находится ребенок с помощью «Family Link - Location».

В этом возрасте становится востребована возможность послать ребенку запрос на установку приложения. Родитель может разрешить или запретить установку. Стоит воспринимать запросы на установку спорных приложений как коммуникативную ситуацию, т.е. у ребенка возникает потребность в чём-то, чего он еще не до конца понимает. Получая его просьбу, родители имеют возможность обсудить определенные темы, которые не возникают в общении в обыденной жизни. Например, это может касаться темы мошеничества, пубертата, планирования расходов, управления временем. Когда мы отклоняем запрос на установку, важно объяснять причины, иначе ребенок будет смотреть в чужой телефон на переменах в школе.

Дети старше 12 лет и взрослые

Дети в подростковом возрасте зачастую считают, что родители чрезмерно контролируют их и, даже, шпионят за ними. Многие вещи, которые совершают родители, расцениваются, как посягательство на их личную жизнь, в то время, как родители хотят лишь защитить своих детей от опасностей окружающего мира. В каких же случаях следует проверять вещи ребенка, его компьютер, мобильный телефон, а когда излишний родительский контроль может нанести вред подростку?

Родители часто не понимают, сколько свободы и личного пространства необходимо ребенку и можно ли нарушать это пространство. На самом деле, всё это напрямую зависит от ответственности и честности самого подростка.

В подростковом возрасте личное пространство и отделение от родителей просто необходимы для гармоничного развития личности. Частью этого процесса является выстраивание границ. Образно говоря, эти границы проходят там, где заканчивается ребенок и начинаетесь вы. Когда он еще маленький и питается молоком матери, этих границ практически не существует. Но когда он становится старше и развивается, они появляются. Отделение – естественная часть взаимоотношений между людьми. Чем старше он становится, тем четче видны эти границы.

Иногда между ним и родителями возникают разногласия по поводу границ, но подростку необходимо их отстаивать. Поэтому родители должны обеспечить ребенку личное пространство. У него должна быть своя комната, где ему никто не будет мешать. Даже если он делит комнату с братом или сестрой, у каждого из них должно быть место, чтобы побыть одному.

Родители могут входить в комнату к ребенку, чтобы убраться в ней или забрать грязную одежду – то есть, чтобы сделать то, что ребенок мог бы сделать и сам. Это не означает «шпионить» за ним. Шпионить – означает заглядывать в его шкафчики, проверять компьютер, карманы и сумки и т. д. Если подросток заслуживает доверия, он честный и ответственный – родителям стоит уважать его личные границы. В конце концов, мы бы не хотели, чтобы наши дети рылись в наших вещах.

Когда не стоит следить за ребенком

Если ребенок ведет себя ответственно, вовремя возвращается домой и сообщает о своем местонахождении, нет оснований следить за ним. Вы можете сказать ему: «Я не буду вмешиваться в твою личную жизнь, потому что ты ведешь себя хорошо и у меня нет причин не доверять тебе». Так он понимает, что доверие к нему – это результат его хорошего поведения.

Некоторые родители следят за ребенком без видимой на то причины, и это не способствует его отделению от них и становлению индивидуальности. Мы хотим, чтобы наш ребенок вырос самостоятельным и способным принимать взвешенные решения. Также мы хотим, чтобы у него была своя личная жизнь. Не забывайте, что во время пубертатного периода ребенок пытается развивать свою индивидуальность. Личная жизнь для подростка означает, в первую очередь, личное пространство. Поэтому, если вы следите за ним, то даёте понять: «Я не доверяю тебе, даже если ты всё делаешь правильно».

Когда нужно проследить за ребенком

Вышеуказанные правила могут меняться, если вы подозреваете ребенка в чем-то, что может принести ему вред. Если вы столкнулись с такой ситуацией, вы можете проследить за ребенком. Вы имеете такое право, потому что несете ответственность за безопасность своих детей (даже если они сами протестуют против такой опеки).

И дело скорее не в правах, а в обязанностях и ответственности. Когда у вас есть реальные подозрения, что он занимается чем-то, что может ему навредить, заглядывать в комнату ребенка – это ваша обязанность и ответственность перед ним. Если вы найдете там пустые бутылки из-под алкоголя или неизвестные таблетки, вы должны быть внимательнее к нему, потому что вы ответственны за то, чтобы защитить его от саморазрушения. Помните: осведомлен – значит, вооружен. Чтобы защитить подростка, вы должны четко понимать, что происходит.

Проверка компьютера

Некоторые родители устанавливают на компьютер ребенка шпионские программы, когда узнают, что он занимается чем-то, что может ему навредить. Так родители отслеживают все входящие и исходящие сообщения на электронной почте и в социальных сетях. Это не лучший выход из ситуации, но вполне оправданный. Помните, что родители дают ребенку право на личное пространство не для того, чтобы он делал всё, что ему вздумается. Нельзя придерживаться двойных стандартов. Вместо того чтобы следовать принципу: «Я буду хорошим родителем, поэтому ребенок может делать, что захочет», взгляните на ситуацию с такой точки зрения: «Он не может обеспечить свою безопасность, и я приму необходимые меры. Если для этого потребуется проверять шкафчики или компьютер, я это сделаю». Когда подросток делает что-то, что может ему навредить, у вас не остается другого выхода, кроме как следить за ним.

Как объяснить ребенку необходимость контроля?

Многие родители не считают нужным говорить подростку, что они следят за ним, считая, что это заставит его быть еще более скрытным. Но вы должны внести ясность. Если ребенок захочет спрятать что-то запрещенное вне дома – он это сделает. Это его выбор. Но в своем доме правила устанавливаете вы, и вы должны огласить их. Прежде чем проверять его компьютер или вещи, сообщите о таком намерении. В такой ситуации очень важно оставаться честным. Скажите ему: «Ты потерял мое доверие, и теперь я буду проверять твои вещи и компьютер. Я делаю это, потому что я люблю тебя и хочу, чтобы ты был в безопасности. Я не позволю тебе делать это в нашем доме».

Когда подросток замешан в сомнительных занятиях

Это ужасно, если сначала вы пытаетесь быть своему ребенку хорошим родителем, а потом он попадает в мир взрослых, и у него начинаются проблемы с алкоголем и т. д. В школе детям рассказывают об их правах, о том, что родители имеют право делать, а что – не имеют.

Но родители имеют право устанавливать правила в семье. Более того, они ответственны за то, чтобы обеспечить безопасность всех членов семьи. И если есть повод для опасения, вполне допустимо проверить компьютер или мобильный телефон ребенка. Не забывайте о том, что, когда подросток пробует алкоголь, наркотики или совершает какие-либо незаконные поступки, он становится скрытным.

Родители ошибочно думают: «У нас могут быть секреты от ребенка, но ребенок не имеет права скрывать что-либо от нас». Правильнее было бы сказать: «Ребенок не имеет права скрывать от родителей факты, которые подвергают опасности семью или его самого». Обыскивать комнату подростка в таком случае не обязательно, но вполне допустимо. Более того, в случае серьезного проступка это стоит делать и необходимо установить серьезные последствия, чтобы он понял ответственность за свои действия.

Не допускайте споров по поводу ваших действий

Дети, которых родители поймали на каком-то противоправном действии, обычно пытаются избежать ответственности и сами нападают на родителей: «Не могу поверить, что ты роешься в моих вещах!» Они пытаются представить ситуацию так, будто это не он, а вы делаете что-то плохое. С помощью таких споров ребенок пытается избежать ответственности за свои поступки. При этом он использует подобные тактики:

«Поверить не могу, что ты следишь за мной!» Это один из самых распространенных сценариев, используемых подростком. Допустим, вы говорите: «Я нашла у тебя в столе какой-то подозрительный сверток». Ребенок отвечает: «Поверить не могу, что ты роешься в моих вещах. Мне уже 16 лет, как ты можешь так себя вести?» В таком случае вам не стоит вовлекаться в спор. Вместо этого скажите: «Я предупреждала тебя, что буду проверять твои вещи. Проблема не в этом, а в свертке, который лежит у тебя в столе. И сейчас мы будем говорить только об этом. Если ты хочешь спорить или кричать – можешь сделать это в каком-нибудь другом месте, а потом мы вернемся к нашему разговору. Это не я нарушаю твои права, это ты нарушаешь правила, принятые у нас в семье». Не позволяйте ребенку уйти от разговора с помощью споров или крика. Скажите: «Мы поговорим, когда ты будешь готов говорить спокойно». Если ребенок говорит, что он готов, скажите: «Нет, мы поговорим через 15 минут. Я сейчас не готова». Посидите, прогуляйтесь или выпейте чаю. Через 15 минут вернитесь к разговору и объясните, какие последствия ждут за данный проступок.

«Это не мое, это моего друга!» Дети часто говорят, что друг попросил подержать какую-то запрещенную вещь у себя. В таком случае лучше всего возразить: «Не хочу ничего об этом слышать! Ты знаешь, что у нас в доме нельзя держать такие вещи, и, если ты принес её в дом, то и отвечать за это должен ты». Ребенок может ответить, что он просто хотел помочь другу. Не поддавайтесь на такую манипуляцию: «Ты принес это в дом, значит, ты несешь за это ответственность».

«Почему ты мне не доверяешь?» Как мы уже выяснили, подростки как никто другой умеют переводить разговор в другое русло. И когда вы находите в его комнате пустую бутылку из-под пива и хотите об этом поговорить, ребенок может ответить: «Почему ты обыскиваешь мою комнату? Почему ты мне не доверяешь?» Но разговор изначально был не об этом, а о пивной бутылке. Скажите ребенку: «Речь не о доверии или о нарушении чьих-то прав. Ты знаешь правила, принятые в нашем доме. Ты не должен употреблять алкоголь ни в доме, ни в каком-либо другом месте. Мы вернемся к этому разговору через час». После этого покиньте комнату.

Нормально ли требовать от ребенка всегда держать дверь в комнату открытой?

Некоторые родители требуют, чтобы ребенок всегда держал дверь в свою комнату открытой. Но как в таком случае у него будет личное пространство? И, чтобы требовать такое от подростка, вы должны иметь достаточные основания (например, если он курит в комнате). Но, прежде чем требовать держать дверь открытой, подумайте: при каких условиях он может заслужить право опять закрываться в комнате. Нельзя вводить такие правила навсегда или даже на определенный срок. Объясните ребенку условия, при которых он сможет вернуть всё, как было.

Но это не означает, что, выполнив указанные условия, ребенок вернет ваше доверие, и вы больше не будете проверять его комнату. Для этого необходимо время, и позже вы можете дополнительно это обсудить, но не сразу. Скажите: «Сейчас не время об этом говорить. Пока что речь идет только о последствиях твоих действий».

Личное пространство – это привилегия, а не изначальное право ребенка

Вы не заходите в комнату ребенка и не проверяете его вещи только потому, что вы ему доверяете, и он это заслужил. Это не его изначальное право. И ребенок должен знать, что, если он не оправдает доверие, вы будете проверять его вещи более внимательно. В том числе вы будете заглядывать в его шкафчики, ящики стола, проверять компьютер и т. д. Это цена его нечестности и несоблюдения правил.

Мы все должны усвоить жизненный урок, что потеря чьего-то доверия всегда имеет серьезные последствия. Например, если взрослый человек потеряет доверие своего начальника на работе, употребляя алкоголь на рабочем месте или совершая кражу, его могут уволить. К чьему бы то ни было доверию нельзя относиться легкомысленно. Если вы принимаете дополнительные меры для того, чтобы обеспечить безопасность своего ребенка или уберечь от неправильных решений – это нельзя назвать слежкой. И это утверждение особенно справедливо, когда у вас несколько детей.

Не стоит думать, что контролировать ребенка — это перестать любить его. Родителям полезно делать и одно и другое — когда любовь существует рядом с контролем, дети чувствуют себя нужными и ощущают поддержку, и, в то же время, не переступают границ дозволенных и принятых правил.

Источники:

1. https://habr.com/ru/companies/pt/articles/899500/

2. https://podrostok.68edu.ru/?page_id=16440

Просмотров: 18 | Добавил: М@рия | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Ссылки

Лицей в ВК
Лицей в ОК

МОУ Лицей № 10 © 2025
Бесплатный хостинг uCoz