В 2018 году МОУ Лицей №10 принял участие в открытом конкурсе на предоставление грантов Федеральной целевой программы «Развитие образования» на 2016-2020 годы. В числе пяти ОУ Волгоградской области Лицей №10 стал победителем конкурсного отбора по направлению «Инновации в школьном естественнонаучном и инженерно-математическом образовании».
Проект «Сетевой комплекс «ЛИЦЕЙ-ВУЗ» как механизм повышения качества естественнонаучного и инженерно-математического образования» продолжает традиции муниципальной системы образования Кировского района Волгограда и открывает перспективы укрепления муниципального ресурсного центра профильного обучения во взаимосвязи с внеурочной деятельностью естественнонаучной и инженерно-математической направленности в рамках квантум-центра «Поколение науки» на базе муниципального общеобразовательного учреждения «Лицей № 10 Кировского района Волгограда».
Цель проекта состоит в укреплении и развитии в волгоградской региональной системе образования сетевого комплекса «ЛИЦЕЙ -ВУЗ», активным центром которого выступает МОУ Лицей №10 Волгограда, создающий условия для повышения качества естественнонаучного и инженерно-математического образования обучающихся по основной образовательной программе общего образования, реализуемой в сетевой форме с участием всех партнеров проекта – субъектов комплекса «ЛИЦЕЙ-ВУЗ».
Задачи:
- интеграция учебной и внеурочной деятельности обучающихся посредством сетевой реализации программ физико-математического, химико-биологического, биолого-географического профилей;
- интеллектуальное развитие обучающихся в лицейском квантум-центре «Поколение науки» по направлениям "Архимед", «Астрономия и космос», «Биоэкоэрудит» «Гео-квантум», «Квантум-инфо», «Квантум-робот», «Технохимия» ;
- создание развивающей высокотехнологичной воспитательно-образовательной среды в сетевом комплексе «ЛИЦЕЙ-ВУЗ» для ресурсного обеспечения качества естественнонаучного и инженерно-математического образования обучающихся на основе преемственной взаимосвязи с ВУЗами и СПО;
- формирование проектной и инженерной культуры обучающихся в учебной и научно-исследовательской деятельности по направлениям естественнонаучной и инженерно-математической подготовки в лицейском квантум-центре «Поколение науки» сетевого комплекса «ЛИЦЕЙ-ВУЗ».
Девиз проекта: "Исследуй и передай!"
Идея проекта: чтобы быть успешным, современному человеку необходимо не только получить знание, но и найти эффективный способ его применения.
Мы считаем, что знание должно «работать», поэтому все наши наработки, методические материалы, результаты исследований, полученных участниками квантум - центра "Поколение науки" предлагаем использовать для разработки и проведения уроков и внеклассных мероприятий в образовательных учреждениях наших партнеров.
Мы хотим: создать развивающую высокотехнологичную воспитательно - образовательную среду, объединяющую потенциалы учреждений общего, высшего, среднего профессионального и дополнительного образования в рамках сетевого комплекса «ЛИЦЕЙ-ВУЗ» для повышения качества естественнонаучного и инженерно-математического образования.
Описание сути инновации. Программа инновационной деятельности предусматривает создание и отработку новых технологий и содержания обучения и воспитания, а именно:
- модификацию программ профильного обучения естественнонаучной и инженерно-математической направленности;
- разработку, апробацию и распространение технологий интеграции учебной и внеурочной деятельности обучающихся по программам физико-математического, химико-биологического, биолого-географического профилей, а также квантум-технологий интеллектуального развития обучающихся по направлениям "Архимед", «Астрономия и космос», «Биоэкоэрудит» «Гео-квантум», «Квантум-инфо», «Квантум-робот», «Технохимия»
Региональная инновационная площадка по праву
ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА
инновационного проекта (программы)
1. Сведения об организации-заявителе |
||
1.1. Полное наименование организации-заявителя (далее - организация) |
Кировское территориальное управление департамента по образованию администрации Волгограда (далее ТУ ДОАВ) |
|
1.2. Полное наименование учредителя организации |
Муниципальное образование –городской округ город-герой Волгоград (муниципальное образование Волгоград) |
|
1.3. Тип организации |
орган исполнительной власти |
|
1.4. Юридический адрес организации |
400059, г.Волгоград,_ул. им.Курчатова, д.1 |
|
1.5. Руководитель организации |
Родионова Галина Викторовна |
|
1.6. Телефон, факс организации |
тел., факс(8442)44-41-32 |
|
1.7. Адрес электронной почты |
|
|
1.8. Ссылка на проект (программу), размещенный на официальном сайте организации |
http://lyceum10.ucoz.ru/index/kvantum_centr_quot_pokolenie_nauki_quot/0-106 |
|
1.9. Состав авторов проекта (программы) с указанием функционала |
Родионова Галина Викторовна – начальник ТУ ДОАВ - общее руководство и координация деятельности коллективных субъектов инновационной работы Ястребова Гюльнара Ахмедовна, заместитель директора МОУ гимназия №16 Тракторозаводского района Волгограда, кандидат педагогических наук, профессор,– научно-методическое руководство инновационной деятельностью; методическое обоснования и сопровождение работ в ходе реализации инновационного проекта; разработка моделей диссеминации результатов инновационной деятельности; Радченко Лидия Алексеевна, кандидат педагогических наук, председательКДНиЗП администрации Кировского района Волгограда, разработка показателей и индикаторов эффективности инновации; разработка содержательных и процессуально-технологических характеристик моделей формирования правосознания старшеклассников; Прокурор Кировского района Волгограда - координация инновационной деятельности (по теме проекта) органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации; Соколов Максим Николаевич, начальник отдела полиции №7 Управления МВД России по городу Волгограду - координация инновационной деятельности (по теме проекта) полиции; Сухорукова Ольга Петровна, директор МОУ Лицея № 10 – координация инновационной деятельности (по теме проекта) общеобразовательных учреждений района. |
|
1.10. Оценка подготовленности и сплоченности педагогического коллектива Лицея №10 –ресурсного центра по формированию правосознания старшеклассников в муниципальной образовательной сети, степень его мотивации и иных показателей как условие эффективности инновационной работы
|
Для успешного решения задач инновационной деятельности был проведен анализ состояния и развития педагогических кадров по различным критериям: (образование, возраст, квалификационные характеристики и др.). Полученные данные позволяют зафиксировать процессы формирования педагогического за счет самообразования, повышения квалификации, включения в инновационную деятельность. Более 85% педагогических работников готовы к работе в новых условиях с использованием новых технологий и средств обучения. Это проявляется в их участие в конкурсах, конференциях и семинарах по теме проекта, активная деятельность по разработке и реализации собственных образовательных ресурсов. Реализация развития кадрового потенциала МОУ Лицея № 10 включает следующие направления деятельности ОУ: 1. Аттестация педагогических и руководящих работников ОУ; 2. Повышение профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников ОУ; 3. Организация и проведение профессиональных конкурсов, помощь в подготовке и участии в районных, городских и областных профессиональных конкурсах; 4. Анализ состояния в области повышения квалификации и определение приоритетных направлений. |
|
1.11. При необходимости указать организации, выступающие соисполнителями проекта (программы) |
Муниципальные общеобразовательные учреждения Кировского района, ФГАОУ ВО «Волгоградский государственный университет»; прокуратура Кировского района Волгограда; отдел полиции №7 Управления МВД России по городу Волгограду, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Кировского района Волгограда, ГУЗ «Детская больница № 1». |
|
2. Опыт проектной деятельности организации за последние 5 лет |
||
2.1. Темы проектов (программ) со сроками их успешной реализации организацией и руководителем в рамках международных, федеральных, региональных, муниципальных проектов |
Региональная инновационная площадка «Формирование правосознания старшеклассников в условиях сетевого взаимодействия социальных партнеров», 2016-2019 |
|
2.2. Отдельные проекты (программы) педагогов и руководителей со сроками их успешной реализации в рамках международных, федеральных, региональных, муниципальных проектов |
-МОУ СШ № 56: - «Управленческое обеспечение проектирования профессионально-ориентированного компонента образовательной деятельности школы средствами кадетского движения МЧС»; - «Формирование у обучающихся базовых национальных средствами литературными краеведения»; -МОУ Лицей № 10: – «Инновационная образовательная среда лицея как условие для гражданско-патриотического воспитания лицеиста»; - «Технология обеспечения преемственности деятельности педагогического коллектива в условиях реализации ФГОС НОО И ООО»; - «Создание и применение комплекса «Лицей-высшие учебные заведения как механизма повышения качества естественно-научного и инженерно-математического образования»; - МОУ СШ № 112, «Школьный музей как ресурсообразующий центр интеграции школы и социума в патриотическом воспитании детей и молодежи»; - МОУ СШ № 24, «Управленческое обеспечение развития системы гражданско-правового образования и воспитания школьников в условиях реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО»; - МОУ СШ № 110, «Создание сетевой модели организации допрофессиональной подготовки в условиях практико-ориентированной среды»; - МОУ гимназия №9, «Формирование позитивного имиджа образовательной организации как средство повышения эффективности деятельности». - МОУ детский сад № 377, «Развитие инновационного потенциала педагогического коллектива детского сада» - МОУ детский сад № 3, «Центр тьюторских практик психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в дошкольной образовательной организации». |
3. Основные сведения инновационного проекта (программы)
3.1. Выявление актуальной проблемы в сфере образования: характеристика проблемы (потребность в новом знании или способе действия, наличие неизвестного знания, опора на известный опыт, теорию, факт, закономерность, наличие противоречия – несоответствия между желаемым и действительным и т.п.).
В 2016-2019 гг. Кировским ТУ ДОАВ были реализованы мероприятия в рамках региональной инновационной площадки «Формирование правосознания старшеклассников в условиях сетевого взаимодействия социальных партнеров». За данный период удалось добиться существенного снижения подростковой преступности (с 21 в 2016 году до 7 в 2019). В 2019-2020 учебном году выставлено 8 преступлений, совершенных 7 учащимися МОУ Кировского района Волгограда (в 2018-2019 учебном году – 7 преступлений, 6 учащихся). Количество преступлений, совершенных учащимися МОУ Кировского района, увеличилось на 1 (14 %), количество участников – на 1 (16%) в сравнении с предыдущим учебным годом.
О необходимости усиления профилактики подростковой преступности свидетельствует аналитический мониторинг общественно-опасных деяний (далее - ООД), совершенных учащимися МОУ. Ответственность за данные деяния предусмотрена статьями Уголовного Кодекса РФ, но не наступает в силу недостижения лицами возраста уголовной ответственности. За 2019-2020 учебный год 14 учащимися МОУ совершено 15 ООД (в 2018-2019 учебном году – 6 деяний, 6 учащихся). Рост количества ООД в сравнении с АППГ составил 116%, количество учащихся, совершивших ООД, возросло на 150%.
Следовательно, возникает объективная потребность в поиске новых возможностей формирования правосознания обучающихся, которые в данном проекте связаны с использованием ресурсов общеобразовательных учреждений, учреждений высшего образования, органов правопорядка.
Реализация данного инновационного проекта определяется объективной потребностью в системной работе по формированию основ правосознания учащихся, воспитанию правовой грамотности школьников как фактора проявления правовой культуры личности, которая предполагает знание норм права и правильное их применение. Для эффективной работы в данном проекте используются ресурсы общеобразовательных учреждений, учреждений высшего образования, органов законности и правопорядка. Проект разработан совместно с прокуратурой Кировского района Волгограда, ФГАОУ ВО «Волгоградский государственный университет», отделом полиции №7 УМВД России по г. Волгограду, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Кировского района Волгограда.
3.2. Тема инновационного проекта (программы) Формирование правосознания обучающихся как основа социальной безопасности (архитектура сетевого взаимодействия)
3.3. Цель инновационной деятельности
реализация сетевой модели формирования правосознания старшеклассников, повышение уровня правосознания старшеклассников
3.4. Задачи инновационной деятельности
- диагностика сетевых ресурсов формирования правосознания старшеклассников;
- разработка и апробация сетевых моделей повышения уровня профессиональной компетентности педагогов общеобразовательных учреждений района в формировании правосознания старшеклассников;
- разработка и апробация моделей формирования правосознания старшеклассников в условиях сетевого взаимодействия социальных партнеров.
3.5. Участники инновационной деятельности.
Участниками инновационной деятельности будут являться старшеклассники, их родители и законные представители; руководители и педагогические работники образовательных организаций муниципального и регионального уровней; работники органов законности и правопорядка муниципального и регионального уровней.
Слушатели системы дополнительного профессионального образования через организацию стажерских практик по теме проекта в инновационных образовательных организациях Кировского района.
3.6. Сроки реализации проекта (программы) 2020г.-2023г.
3.7. Перспективы развития (новообразования) проекта (программы)
Перспективы развития проекта связаны с разработкой, апробацией и диссеминацией эффективных моделей формирования правосознания старшеклассников в условиях сетевого взаимодействия.
С разработкой показателей и индикаторов результативности и эффективности инновационного проекта.
С разработкой и апробацией моделей повышения уровня профессиональной компетентности педагогов по формированию правосознания старшеклассников.
3.8. Теоретические основы инновации (названия научных школ, педагогических теорий и концепций)
Анализ литературы по обозначенной проблематике показывает, что вопросы правосознания достаточно широко разрабатываются в педагогических, психологических, юридических, социологических исследованиях. Однако недостаточная разработанность эффективных методов и средств формирования у учащихся правосознания заставляет педагогов активно обращаться к поискам процессуальных технологий, развивающих потенциал личности и имеющих направленность на надпредметную поисковую образовательную деятельность: исследовательскую, проектную, коммуникативно-диалоговую, дискуссионную, игровую и т.д.
Таким образом, сегодня в педагогической науке сложились определенные теоретические предпосылки исследования вопросов формирования правосознания старшеклассников в проектной деятельности.
Развитию взглядов на проблему формирования правосознания и правовой культуры несовершеннолетних в России посвящены работы О.А. Балихина, М.В. Богуславского, Л.П. Буевой, Е.Н. Левшиной, Е.А. Певцовой, И.Ф. Покровского, Д.А. Потопейко, А.Р. Ратинова, Е.В. Татаринцевой, Н.И. Элиасберг, Е.И. Фарбер, Н.В. Флит и др.
Деятельности по профилактике правонарушений школьниками посвящены труды П.П. Баранова, К.Т. Бельского, Н.А. Бура, М.Н. Гернет, В.В. Головченко, Л.М. Голубевой, Л.М. Корниенко, С.В. Юшина и др.
Практические аспекты формирования правового самосознания старшеклассников рассматриваются в исследованиях Т.В. Болотиной, В.А. Вакуленко, А.В. Клименко, И.Ф. Рябко, Т.В. Синюковой, А.С. Сиротина, A.А. Тамберг, С.Ю. Тренихиной, С.А. Тугутовой, В. Фабрика. Г.А. Фирсова, И.Д. Фруминой, С.В. Широ и др.
Ведущие теоретические положения и методические рекомендации по формированию правосознания личности изложены в трудах Е.В. Аграновской, Н.А. Алексеева, Ю.С. Гамбарова, Г.Г. Гасанова, А.И. Долговой, М.А. Зверева, B.А. Ильина, В.Н. Кудрявцева, Л.М. Корниенко, Б.А. Кистяковского, Е.А. Лукашевой, Г.В. Мальцева, Н.И. Матузова, Л.И. Петражицкого, К.П. Победоносцева, А.С. Саламаткина, А.П. Семитко и др.
Особую значимость для данного исследования представляют работы Н.Г. Алексеева, Н.М. Воскресенской, Д. Дьюи, К.М. Кантора, М.В. Кларина, У.Х. Килпатрик, H.A. Масюковой, Г.Е. Муравьевой, М.М. Морозовой, Н.Н. Нечаева, К.Л. Поливановой, М.Б. Романовской, A.B. Хуторского, И.Д. Чечель, посвященные проектной деятельности как фактору формирования правосознания современных старшеклассников.
Проанализированные исследования способствуют систематизации и накоплению научной информации.
Методологической основой проекта являются:
- деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), позволяющий осуществлять формирование правосознания в проектной деятельности, в которой старшеклассник выступает ее субъектом;
- личностно-ориентированный подход (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.), предполагающий учет индивидуальных и возрастных особенностей старшеклассников в формировании правосознания;
- аксиологический подход (А.Г. Асмолов, Г. Гегель, И.В. Фабрика и др.), обеспечивающий направленность педагогического процесса на человека как высшую ценность и самоцель общественного развития, понимающий образование как общечеловеческую ценность.
- когнитивно-коммуникативный подход способствует формированию коммуникативной компетенции старшеклассников в процессе формирования правосознания в ходе реализации проектной деятельности (И.Л. Бим, О.В. Галустян, Э.П. Комарова, М.В. Ляховицкий, Е.И. Пассов, В.В. Сафонова, Г.В. Рогова и др.)
Теоретическую основу исследования составили:
- работы российских и зарубежных исследователей, посвященные проблемам философского обоснования необходимости формирования правосознания и правовой культуры (И.А. Ильин, В.А. Никитин, А.Г. Спиркин и др.);
- теоретические положения целостного подхода к изучению личности, предполагающие описание целостности через интегративные или системные свойства (И.Ф. Бережная, Н.М. Борытко, В.С. Ильин, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков, В.Д. Шадриков и др.);
- теории и технологии правового воспитания (Т.И. Акимова, А.Ф. Никитин, Е.А. Певцова, Д.И. Фельдштейн, С.В. Широ, Н.И. Элиасберг и др.);
- основные положения теории проектного обучения (Д. Дьюи, Н.В. Воскресенская, М.В. Кларин, К.Л. Поливанова, М.Б. Романовская, А.В. Хуторской, Н.Г. Чанилова, И.Д. Чечель, В.П. Пахомов, Т.И. Кобелева и др.).
3.9. Ресурсное обеспечение инновационной деятельности
3.10. Анализ ресурсов, необходимых для решения проблемы:
- мотивационные условия вхождения образовательного учреждения в инновационную деятельность и реализацию ее задач;
- научно-методические условия обеспечения концептуальности, системности, достоверности, воспроизводимости результатов инновационной деятельности;
- кадровая подготовка педагогического коллектива образовательного учреждения к профессиональному осуществлению инновационной деятельности;
- материально-технические и финансово-экономические условия осуществления инновационной деятельности;
- информационное сопровождение инновационной деятельности.
3.11. Ожидаемые результаты инновационной деятельности:
- в педагогической деятельности (развитие личности, обученность, воспитанность…);
- в управленческой деятельности (обеспечение процессов становления, развития, функционирования ОУ в инновационном режиме и т.п.).