Если профессия становится образом жизни,
то ремесло превращается в искусство.
И.Шевелёв
С 1 сентября 2023 года во всех школах страны введен профориентационный минимум.
Профориентационный минимум – комплекс мер по формированию готовности к профессиональному самоопределению обучающихся.
Программа рассчитана на обучающихся 6 – 11 классов общеобразовательных учреждений, включая детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, родителей и педагогов, обучающихся среднего профессионального и высшего образования, представителей работодателей региона.
7 сентября 2023 был проведен в 6-11-х классах вводный урок "Моя Россия - мои горизонты", на котором обучающиеся отправились в увлекательное путешествие по разнообразным горизонтам нашей Родины. Урок был посвящен знакомству с различными отраслями экономики России и возможностями, которые они предоставляют. Цель урока – помочь обучающимся увидеть множество путей, которые открываются перед ними, и понять, каким образом они смогут внести свой вклад в развитие нашей страны.
Профессиональная ориентация в школе - это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий.
Цель профориентационной работы в школе:
- оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
- выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи профориентационной работы:
- получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;
- выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.
Основные направления профессиональной ориентации учащихся:
- Профессиональной просвещение;
- Профессиональная диагностика;
- Профессиональная консультация и др.
Этапы профориентации в школе:
Начальная школа, 1-4 классы
На этом этапе продолжается начатое в детском саду знакомство с профессиями через профориентационные уроки с приглашёнными специалистами, экскурсии, тематические внеклассные занятия, утренники и т.д. У школьников начальных классов происходит формирование ценностного отношения к труду, путём непосредственного включения в различные виды учебно-познавательной деятельности (игровую, трудовую, социальную, исследовательскую) развиваются интересы и потребность учиться.
Уже в начальной школе важно не упустить момент и вовремя заинтересовать ребят предстоящим выбором профессии. Большим подспорьем будет большое количество кружков, дополнительных занятий по интересам. Для учащихся с 3 класса можно постепенно вводить психологические игры и занятия.
Средняя школа, 5-7 классы
С переходом ребят в среднюю школу профориентация продолжается разнообразными играми: деловые, профориентационные, психологические. Этим достигается расширение знаний о мире профессий и предоставляется возможность сделать первые шаги в сторону выбора интересной для себя профессии. Школьники начинают осознавать свои интересы и возможности, приобретают базовые представления о направлениях возможных специальностей, знакомятся с требованиями, которые предъявляют различные профессии.
Средняя школа, 8-9 классы
С приближением первого выпускного класса и первых серьёзных государственных экзаменов профориентационная работа от игр и экскурсий переходит к целенаправленному содействию учащимися дальнейшего профиля обучения, который сузит круг возможного выбора профессий и облегчит дальнейший учебный и трудовой путь.
В 8-9 классах начинается активная диагностическая работа школьного психолога, проводятся уроки осознанного выбора профессии. Школьники изучают более серьёзные специальности, предъявляющие повышенные требования к сотрудникам (МЧС, образование, медицина и т.д.). Факультативные занятия и углублённые кружки по интересам начинают играть ещё большую роль в осознании собственных ценностей и интересов и осознанного выбора профессии.
Школьным психологом, совместно с учителями, проводятся индивидуальные и групповые консультирования по вопросам выбора той или иной профессии, адекватного соотношения интересов, способностей, здоровья ребёнка и требований профессии.
Старшеклассники, 10-11 классы
Это наиболее ответственный этап школьной профориентации, успешность которого во многом зависит от качественной работы в начальной и средней школе. Школьным психологом ещё больше расширяется консультационная деятельность для учащихся и их родителей. В школе проводятся презентации ведущих ВУЗов города, организуются экскурсии на дни открытых дверей.
Большое внимание уделяется саморазвитию и самоподготовке старшеклассников, обсуждение и возможные корректировки дальнейших профессиональных планов, окончательно формируются предпочтения к выбранным профессиям, производится оценка готовности к ним.
Формы профориентационной работы в школе
Работа с учениками
-
Встречи с интересными людьми, представителями профессий, представителями высших учебных заведений и предприятий-работодателей.
-
Экскурсии на предприятия.
-
Кружки по интересам, учебные курсы, углублённое изучение предметов.
-
Помощь в определении необходимости дополнительного образования и выборе курсов в школе или за её пределами.
-
Анкетирование учащихся.
-
Комплексное профориентационное сопровождение на протяжении всего времени обучения в школе (консультации, тестирование, занятия, тренинги т.д.).
Работа с родителями
-
Индивидуальные беседы и консультации для родителей учеников.
-
Лекции для заинтересованных родителей об их вкладе в выборе ребёнком профессии и получении соответствующего образования.
-
Проведение классных и общешкольных родительских собраний.
-
Анкетирование родителей.
-
Создание инициативной группы родителей, готовых помогать в организации и сопровождении экскурсий, привлекать интересных людей для выступлений перед классом или самостоятельно рассказать о своей профессии.
-
Привлечение родителей для помощи с временным трудоустройством старшеклассников во время каникул.
Организационно-методическая деятельность
-
Ведение профориентационной работы в лицее.
-
Помощь учителям и сотрудникам лицея с подбором материала в проведении занятий, диагностики и консультаций.
Ответственный за профориенационную работу: Плотникова С.С., заместитель директора по УВР (пн. -пт. с 09.00-17.00; тел. (8442) 42-03-91)
- классные руководители,
- педагог-психолог,
- социальный педагог,
- библиотекарь,
- педаог-организатор,
- советник директора по воспитательной работе и взаимодействию с детскими общественными объединениями,
- учителя-предметники
График работы педагогов по профориентации школьников
Педагог | Должность | Время |
Плотникова С.С. | Зам директора, ответственная за профориентационную работу | понедельник-пятница 09.00-17.00 |
Буянова В.С. | социальный педагог , педагог-психолог | понедельник-пятница 09.00-17.00 |
Круглова Е.Н. | педагог-организатор | понедельник-суббота 10.00-17.00 |
Кистанова А.М |
советник директора по воспитательной работе и взаимодействию с детскими общественными объединениями |
понедельник-пятница 09.00-17.00 |
Классные руководители | 1-11 |
понедельник-суббота 08.00-14.00 |
Поддубнова О.Н. |
Библиотекарь | понедельник- пятница 09.00-16.00 |
7 бесплатных проектов по профориентации для школьников
Тема профориентации поднялась на государственный уровень и шагнула далеко за рамки школьного образования. Проекты стали федеральными и "надшкольными", и каждая школа может к такому проекту присоединиться. Возможно, проведение масштабного конкурса проще, чем выстраивание профориентационной среды в каждой отдельной школе, а возможно, это дает лучшие результаты. Перечислим государственные профориентационные проекты, в которых можно участвовать индивидуально или от школы.
![]() |
1. Шоу профессий - проект, направленный на раннюю профессиональную ориентацию школьников. Главные цели проекта, запущенного в 2020 году, – рассказать о востребованных рабочих профессиях современно, наглядно, интересно и дать учащимся средних и старших классов ответы на вопросы «Кем стать?» и «Куда пойти учиться?». |
![]() |
2. Билет в будущее - проект создается союзом World Skills Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия). Проходит 1 раз в год. Рассчитан на школьников 6-11 классов. Одна из его целей - популяризация рабочих профессий и поиск талантливых ребят, которые хотят развиваться в профессиях производственно-технологического профиля. "Билет в будущее" состоит из нескольких этапов отбора от профтестирования до профпроб. В финале решение проектных задач в командах. |
![]() |
3. Региональный проект «Билет в будущее» |
![]() |
4. Всероссийская Программа «Zасобой» Всероссийская программа по развитию профориентации «Zасобой» направлена на оказание содействия молодежи в выборе профессии, а также информационную и методическую поддержку лиц, занимающихся профориентационной деятельностью. Программа охватила более 715 000 человек из 85 субъектов Российской Федерации. Акция «Всероссийская профдиагностика» стала первым шагом для более 700 000 старшеклассников на пути к выбору будущей профессии. Ежегодно проводятся Всероссийский конкурс методических материалов по профессиональному самоопределению молодежи «Zасобой», по итогам которого формируется и публикуется сборник лучших конкурсных работ, а также Всероссийский конкурс видеороликов о профессиях «Zaсобой». Сформировано интернет-сообщество специалистов по профориентации, которое насчитывает более 15 000 пользователей. В ходе реализации программы был создан и представлен первый в России блокнот-навигатор для выбора профессий «160 страниц о моем будущем». Программа поддерживается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, Росмолодежью, Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. |
![]() |
5. Большая перемена Большая перемена - развивающий проект 2020 года для школьников, педагогов и школ, который помогает подростку раскрыть свои способности и поработать в профессиях. |
![]() |
6. Бесплатные тесты на Профориентаторе Тесты на профориентацию. Если не знаете, с чего начать профориентацию, а до очередного сезонного проекта еще далеко, то заходите на наш сайт и проходите бесплатные тесты, их много, для разных возрастов, и они регулярно обновляются. |
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ДИАГНОСТИКА – это набор методик, помогающих абитуриенту наметить направление дальнейшего образования, исходя из его склонностей, интересов, способностей и качеств личности.
Определиться с профессиональным будущим помогут тесты на профориентацию, составленные квалифицированными специалистами согласно действенным методологическим принципам. На странице этого сайта вы найдете самые разные бесплатные тесты на профессию. А также платные сервисы, которые включают расширенную диагностику и консультацию психолога-эксперта для индивидуального подбора профессий и учебных организаций. Воспользуйтесь функцией автоматического поиска, чтобы подобрать наиболее оптимальный онлайн тест.
Список интернет-ресурсов по профориентации:
- www.proforientator.ru – Центр Тестирования и Развития при МГУ «Гуманитарные технологии»
- www.edunews.ru – портал для абитуриентов
- www.profguide.ru - гид по профессиям, есть тест по профориентации
- www.vse-professii.ru – справочник профессий
- znanie.info/portal/ec-company.html - построение карьеры
- http://www.e-xecutive.ru/career/trades/
- www.ucheba.ru/prof
Ожидаемые результаты школьной профориентации
При наличии действующей системы школьной профориентации, сопровождающей ученика на протяжении всего времени обучения, у учащихся будет успешно сформировано сознательное отношение к труду и логически завершён процесс выбора профессии с учётом своих интересов, возможностей и требований, предъявляемых рынком труда. Результатом станет дальнейшая успешная социализация выпускников и их лёгкое вступление в профессиональный мир.
23-24 марта в ВолГАУ на кафедре "Информационные системы" проходили профориентационные мероприятия